Костинский: Украине нужен закон о коренных народах Крыма - Національна рада України з питань телебачення і радіомовлення

Сайт закрито. Офіційний сайт знаходиться за адресою webportal.nrada.gov.ua

Костинский: Украине нужен закон о коренных народах Крыма

Член нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания рассказал о борьбе за умы жителей аннексированного Крыма и оккупированного Донбасса, призвав активизировать использование украинской культуры для информационного противостояния.

Кореспондент «QHA» пригласил к разговору о современном состоянии информационной борьбы Украины члена Национального совета по телевидению и радиовещанию Украины Сергея Костинского.

Сергей, я знаю что вы бывший крымчанин, закончили школу в Симферополе, изучали политологию в Таврическом гуманитарно-экологическом институте, то есть имеете крымские корни, но были вынуждены выехать с территории полуострова с началом аннексии. Какие у вас сохранились воспоминания о Крыме: грустные или радостные?

Костинский: Знаете, крымчан бывших не бывает. Если ты здесь родился, тем более, если ты являшься частью коренного народа, я ведь женат на крымской татарке, то часть моей жизни связана с крымскотатарской семьей. Мечтаю о возвращении обратно на родину, где живет много моих родственников.

Я не позволяю себе ничего вспоминать, все мои мысли, действия, мечты связаны с будущим. А также с текущей борьбой в сфере информационного пространства, организацией вещания на территорию Крыма, всевозможными общественными инициативами, с поддержкой гражданских активностей, касающихся полуострова. Это мысли о том, каким будет Крым, что мы будем делать после деоккупации.

Я честно говорю своим друзьям, что главная проблема не в том, что делать сейчас, работы очень много, есть механизм, он работает и этот процесс будет со временем только увеличивать мощности. Но нам надо уже сегодня думать о том, что мы будем делать после возвращения Крыма. Чтобы когда полуостров будет возвращен, у нас был четкий план действий с первых дней. Это необходимо для того, чтобы люди, которые ждали возвращения в Украину, не разочаровались и увидели, что Украина в достаточно короткий срок наводит порядок.

Вы затронули тему коренного народа Крыма, что символично, поскольку недавно отмечался День коренных народов мира. Скажите, каким образом, несмотря на аннексию, оккупацию, на то, что определенная часть жителей Крыма, не разделяющих взгляды оккупационной власти, перебралась на материковую Украину, сохранить разнообразие культур народов, которые живут в Крыму?

Костинский: Прежде всего нашему государству нужны политические шаги, которые касаются двух вещей. Первый – необходимо принять закон о коренных народах Украины, в котором крымские татары, крымчаки и караимы должны быть утверждены как коренные народы и иметь специальный статус в нашей стране.

Мои друзья часто спрашивают: «А что, украинцы не являются коренным народом?» На самом деле коренной народ – это народ, который имеет все признаки нации, но не имеет собственного государства. Слава Богу, украинцы имеют свое государство и они являються титульной нацией. И наша задача — защищать народы, которые сформировались на территории Крыма, и которые сегодня доверяют Украине и ожидают, что мы освободим нашу территорию.

Второе, что нужно сделать – изменить статус АР Крым. Это должна быть национально-территориальная автономия.Об этом очень много говорится, вокруг этого вопроса много страха, существуют мифы. На самом же деле речь уже идет даже не о создании республики, а именно об автономии, в которой должны защищаться политические, культурные права коренного народа. В частности, право на образование на родном языке. Не просто изучение на крымскотатарском языке, а обучение на нем. Чтобы после окончания школы дети знали не только украинский и русский, но и крымскотатарский язык.

У крымских татар также должно быть право учавствовать в решении вопросов на территории Крыма. Вот взять хотя бы базирование Черноморского флота РФ. Проблему его размещения никто не обсуждал с крымскими татарами. Хотя если бы их статус был определен гораздо раньше и они принимали участие в решениях, касающихся флота иностранного государства, который стал причиной аннексии Крыма, то вопрос базирования ВМФ РФ решился бы в пользу Украины. И в Севастополе не было бы никаких российских военно-морских баз.

То же касается и согласования вопросов использования и добычи полезных ископаемых на полуострове. Сегодня РФ меняет в Крыму русла рек, добывает камень и песок, меняет ландшафт, ухудшает экологическую ситуацию, бурятся артезианские скважины для полива сельскохозяйственных угодий. Этот вопрос также необходимо согласовываться с коренным народом, потому что людям дальше там жить. Именно коренной народ имеет вправо включаться в этот вопрос и именно это должна регулировать национально-территориальная автономия.

Одна из ваших ранних статей в СМИ называлась «Как Давиду победить Голиафа» об информационной политике в Крыму. Скажите, пожалуйста, сейчас, учитывая современные реалии, цензуру, которая имеет место в Крыму что-то изменилось в этих ваших предложениях?

Костинский: За последние два-три года наше государство построило по башне в Херсонской и Луганской, Донецкой областях. Кроме того, планируется дополнительное развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Мы вывели Донецкую область в лидеры среди всех областей Украины по количеству радиочастот, которые используются. Конечно, там есть проблемы с линией разграничения, но они связаны только с тем, что нельзя строить какие-либо объекты, так как они обстреливаются российскими оккупационными войсками. С Крымом немножко легче в том плане, что там не стреляют и, соответственно, можно строить.

Было возобновлено вещание старейшей крымскотатарской радиостанции ​​«Мейдан». Телеканал «АТR» сегодня представлен более чем в 100 кабельных сетях Украины, «Черноморская ТРК» вернулась в эфир и сейчас в тестовом режиме вещает с Чонгара.

У нас появилась радиостанция «Хаят», а вскоре заработает радио «Крым реалии». Их не было до оккупации, эти медиа были созданы после аннексии полуострова. То есть большая работа ведется, и для меня очень важно, что это делается не впопыхах, это – не тушение пожаров, о чем я часто говорю. Это именно такая методическая работа в рамках плана действий и определенной стратегии. Также очень важно для меня еще то, что на каждое наше действие официальные власти Крыма реагируют комментариями.

Ну, кажется, не только комментариями, поскольку оккупанты строят неподалеку Джанкоя РТС «Соленое озеро» (радиовещательная станция оккупантов для вещания российских фейковых ресурсов — ред.)

Костинский: Да, действительно,именно так. Мне было очень интересно, что россияне нам могут противопоставить, и со своей стороны хочу сказать, что мы предполагали, что это может быть, но не знали возьмутся ли они (русские – ред.) за это. С другой стороны, это реакция на нашу работу, потому что мы работаем первым номером.

Вы видите у нас сейчас много работы: мы запустили три проекта. Работаем на «Чонгаре», паралельно над Чаплинским проектом. Появились радиостанции, новые телеканалы. Сейчас мы создаем новый мультиплекс, монтируем новые частоты для развития радиовещания. Наша команда МИП, Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания — мы работаем в одной комиссии и одной рабочей группе.

Мы хотим, чтобы радио «Хаят» также можно было услышать в Крыму, в эфире. Чтобы украинцы и крымские татары могли слушать свою радиостанцию ​​и имели выбор. Для нас важно, чтобы люди там на полуострове переключали каналы и могли слушать различные украинские крымские СМИ на разных волнах, выбирая то, что им нравится.

Недавно в Украине прошел фестиваль детской песни «Таврийские игры», на котором вы непосредственно присутствовали и высоко оценили это событие. Расскажите, в чем ценность данного мероприятия для Украины?

Костинский: Я хочу сразу поблагодарить команду «Таврийских игр», которая через 4 года, после такой длительной паузы, возобновила свою работу. Мне посчастливилось присутствовать на этом фестивале, и могу сказать, что это был один из самых мощных конкурсов, в которых я принимал участие в качестве гостя. Подобное мероприятие — это невероятное событие даже для столицы Украины, а для Скадовска — это вообще было что-то чрезвычайное. И было очень приятно, что были конкурсанты из Крыма, и одна из них победила, заняв первое место в своей категории.

Крымчанка попала в финал. К сожалению, она не получила гран-при, но на тот момент уже была победителем. И я надеюсь, что этот пример станет стимулом для того, чтобы большое количество молодых звезд с полуострова участвовали в этом фестивале. И вообще выезжали на материк и пробовали свои силы в крупных конкурсах на территории Украины.

В информационном противостоянии нашему врагу, который ведет с нами гибридную войну, аннексировал Крым и проводит мероприятия пропагандистского воздействия на Донбассе, какова роль культуры как инструмента психологической борьбы?

Костинский: Мне кажется, что это вообще номер один, самый мощный инструмент. Потому что это соответствует нашей стратегической миссии Украины по развитию национальной культуры. Вы знаете, что сегодня наше государство предпринимает невероятные усилия, чтобы украинский язык звучал в эфире любой радиостанции — местной, общенациональной.

Чтобы распространялось и стимулировалось развитие песенной индустрии, появлялись новые произведения, написанные на украинском языке. Сегодня снимается огромное количество украинских фильмов и важная роль в этой работе принадлежит крымским татарам. Ведь для Украины и ее граждан очень важно, чтобы крымскотатарский народ сохранил свою национальную идентичность, не утратил ее.

Сергей, в 2015 году Вы утверждали, что на фоне новостей из АТО тема Крыма становится второстепенной. Сегодня ситуация несколько изменилась, власть повернулась лицом к этим проблемам?

Сергей Костинский: Во всем, что я делаю, стараюсь быть последовательным, и на сегодняшний день открою вам небольшую тайну – мы проводим исследования телерадиопространства. Сейчас как раз проходит первый этап, делаем мониторинг 10 самых влиятельных информационных телеканалов Украины.

Изучаем, как эти медиаресурсы освещают вопросы АТО и Крыма. В ближайшее время мы опубликуем результаты этого исследования, сделаем аналитику и выясним, что пользуется большим спросом – информация с Востока или с Крымского полуострова.

Выводы нашего предыдущего тестового исследования демонстрируют не очень хорошую картинку, если честно. Действительно, новости об АТО привлекают больше внимания, чем новости о Крыме. Зрители реагируют преимущественно на количество обстрелов, потери, аресты. Это большая проблема, и на совещании по вопросам ТВ и радиовещания мы будем привлекать к этому внимание, чтобы изменить ситуацию и приоритеты создания инфоповодов для телеканалов.

Хочу коснуться вопроса контента телеканалов. Мы помним историю с телеканалом «Дождь», который был лишен лицензии. В связи с этим Вы не могли бы рассказать о ситуации с каналом RTVI, который будто бы британской, но фактически, так сказать, «ватный»?

Сергей Костинский: Это очень интересная тема. Одно из направлений нашей работы – мониторинг и защита украинского телерадиопространства. И за 2016-2017 гг. мы запретили деятельность, ретрансляцию в кабельных сетях 79 российских телеканалов. Я могу точно вам сказать, что это не преследование, скорее, это было приведение деятельности этих телеканалов в соотвествие с требованиями украинского законодательства. Прежде всего, в части рекламы и европейской конвенции о трансграничном телевидении.

До оккупации была такая интересная картинка. В России не было ни одного украинского телеканала. Формально присутствовали «Интер +» и кажется где-то «5 канал», но в кабельных сетях его не было вообще ни в одной российской республике, области, крае. В то же время, в Украине работали 82 российских телеканала.

Сегодня, когда к нам приезжают еврокомиссары и предлагают объяснить, почему в Украине не дают работать российским телеканалам, то нам есть что ответить, поскольку мы действовали исключительно в рамках закона и можем доказать каждый кейс. Потому что российские телеканалы нарушали украинское законодательство, транслировали свою рекламу на нашей территории, хотя они не имели такого права. И, несмотря на наши предупреждения, они не считали нужным реагировать на замечания Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания, вели себя нагло, и это касается большинства российских телеканалов.

В ситуации с телеканалом «Дождь» мы относились к нему как к европейскому телеканалу, несколько раз предупреждали о нарушениях. Несмотря на это, телеканал не создал адаптированной версии для Украины, ничего не сделал для того, чтобы соответствовать требованиям закона. И я точно могу сказать, что внутри коллектива «Дождя» шли такие дискуссии, а у генерального директора телеканала даже не было заместителя по Украине.

Они настолько считали Украину частью российского информационного пространства, что даже не считали нужным заморачиваться. Поэтому мы вынуждены были им объяснить, что Украина – это отдельное государство, имеющее национальное законодательство, и для того, чтобы здесь работать, надо делать это в рамках нашого законодательства. Но на сегодняшний день 79 российских телеканалов не имеют права здесь работать. Более того, провайдеры, которые позволяют себе транслировать эти телеканалы, получают штрафы, и мы очень быстро этот вопрос решаем.

Что касается RTVI, то это уже следующий шаг. Есть часть российских телеканалов, которые получают европейские лицензии. То есть, раньше к нам приходили телеканалы лицензии «Роскомнадзора», но сейчас, после аннексии и войны на Донбассе, российские СМИ стали работать более хитро. В частности, российский телеканал RTVI получил британскую лицензию и пытается работать, так сказать, под прикрытием. Формально как английский, латвийский, немецкий телеканал по юридической прописке. Такие телеканалы мы тоже мониторим, потому, что они также нарушают наше законодательство.

Эти нарушения заключаются в трансляции запрещенных в Украине фильмов, к примеру, с Пореченковым, то есть с лицами, которые создают угрозу для национальной безопасности. Они транслируют фильмы, которые популяризируют КГБ, НКВД, российские правоохранительные, силовые структуры, демонстрируют программы, в которых отрицается территориальная целостность Украины. И борьба с подобными информациоными вбросами для нас является принципиальным вопросом.

Единственное, что процедура эта довольно длинная, так как формально речь идет об европейских телеканалах. Поэтому мы не можем выключить их сразу. Однако, предупреждаем, делаем это повторно, после чего вправе выключить вещание канала на три месяца. А если нарушения после этого приобретают систематический характер, то мы забираем лицензию и лишаем канал оснований работать в Украине. Поэтому по RTVI история еще имеет продолжение, ждем реакции этого телеканала. Ведь на первое наше замечание они ответили, что не видят проблем вообще, у них все в порядке. Спустя некоторое время мы нашли новое нарушение, и, честно говоря, в результате каждого мониторинга этого канала находятся новые отступления от буквы закона.

Таким образом, в отношении этого телеканала процедура будет немного более длинной, чем ожидают украинцы, которые видят программы этого медиаресурса в своих сетях, но она будет по закону. Для того, чтобы наши европейские коллеги не имели оснований предъявить претензии к деятельности украинского регулятора. И до финишной точки мы это дело обязательно доведем.

Сергей, есть три вышки, которые построила Украина. Чего мы ожидаем от деятельности этих сооружений: увеличения количества каналов, радиостанций, какой-то обратной реакции?

Сергей Костинский: Очень хороший вопрос. Сегодня утром я был в эфире радиостанции, вещание которой распространяется на Крым. И я могу сказать, что на протяжении половины эфира пришлось отвечать на звонки людей с полуострова. Это было что-то невероятное. Люди реагировали на тему информационного вещания и было очень много звонков из крымских городов – Саки, Севастополь, Симферополь, а также Донецка и других населенных пунктов. Большинство людей говорили о том, что хотят услышать украинские ресурсы – телеканалы и радиостанции, что имеют право выбирать, и будут слушать и смотреть украиноязычные передачи, хотя в Крыму и Донецке им это запрещают.

Поэтому я рад, что на Крым открыла вещание радиостанция «Хаят», ведь это означает увеличение возможностей для крымчан в том случае, если они захотят слушать украинский контент. Ведь жители полуострова не всегда верят в те новости, которые им предлагают российские СМИ. Потому что они имеют ​​возможность выехать на материковую Украину и увидеть реальное положение дел.

Когда они слушают украинское радио, то понимают, что критиковать власть можно, и никто в Украине не замалчивает имеющиеся недостатки, об этом откровенно говорят, а также осознают, что власть зависима от общественного мнения. Никто не говорит, что сейчас в Украине идеальная экономическая ситуация, социальные условия, но видно, что государство и общество работают над улучшениями.

По вышкам, могу сказать, что это универсальный инструмент вещания на оккупированных территориях. Безусловно, есть спутниковое вещание, с помощью которого можно принимать сигнал любого украинского телеканала в Крыму. Альтернативой этому является универсальный канал – вещание на средних волнах.

Кроме того, существуют вышки, которые строятся как дополнительный инструмент, поскольку мы стараемся использовать все возможности для донесения сигнала. Мы честно заявляем, что с Чонгара покрываем северный Крым. Физика распространения радиоволн такова, что мы не в состоянии покрыть радиосигналом весь полуостров, но на севере полуострова можем. И для людей, которые там проживают, это дополнительный инструмент, чтобы смотреть еще 5 украинских телеканалов.

Завтра их будет 10, послезавтра – 15. И крымчанин сможет спокойно, находясь в Красноперекопске, Джанкое слушать и смотреть их. То же самое с FM, ты едешь по трассе Симферополь и где-то, уже выезжая из Симферопольского района, можно услышать радиосигнал на волнах 107 fm, где вещает первый канал украинского радио. Дай Бог, в ближайшее время там появится радио «Хаят», «Крым реалии» и другие радиостанции, и можно будет даже в автомобиле слушать украинское радио.

Именно для таких целей и строятся башни в Бахмутовке, которая начнет работать на следующей неделе. 22 августа 12 украинских телеканалов в цифре, 2 в аналоге, 4 fm-радиостанции уже будут “добивать” до Счастья и линии разграничения. Мы заполним дефицит украинского вещания.

Вел интервью Эдуард Солодовник

Джерело “QHA” 1 частина, 2 частина 

Подати запит
на публічну інформацію
Детальніше